Программа комплексной социальной реабилитации и адаптации

зависимых от психоактивных веществ женщин

с одновременным пребыванием с ними детей

«Вместе с мамой»

Цель: создание условий для социальной  адаптации молодёжи, матерей с детьми, в т.ч. с двойным диагнозом ВИЧ+ПИН, разработка и осуществление  мероприятий по  социальной  поддержке  и   сопровождению  женщин с детьми, направленных на предупреждение раннего социального сиротства, выполнение материнского долга, интеграцию в общество, вхождение в систему межличностных взаимоотношений на основе истинной морали и нравственности.

Задачи программы:

  • восстановление физического, психологического, социального и духовного  компонентов здоровья разрушенных вследствие рискованного поведения представителей уязвимых групп населения;
  • снижение наркотизации, предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и других социально-опасных заболеваний в подростковой и молодёжной среде путем проведения социально-профилактической и информационной работы среди населения;
  • социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • профилактика и предупреждение раннего детского сиротства;
  • интеграция реабилитированной и адаптированной личности в общество;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни у представителей уязвимых групп населения;
  • профилактика негативных явлений, сиротства и насилия в семье, наркотической и алкогольной зависимости среди школьников и молодёжи.

Целевая группа: Лица из числа зависимых от психоактивных веществ, находящихся в трудной жизненной ситуации, представителей уязвимых групп населения, в т.ч. живущих с ВИЧ.

Программа направлена на обучение женщин направлено на формирование мотивации к здоровому образу жизни, приобретение навыков бесконфликтного поведения, толерантного отношения к окружающим, всестороннего и гармоничного развития их детей, развитие ответственности. Одновременно проводятся занятия с детьми, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

Срок полного курса прохождения комплексной программы VI этапов (9 месяцев), минимально рекомендуемый срок прохождения программы IV этапа (6 месяцев).

 

Основные компоненты программы

комплексной социальной реабилитации и адаптации

для лиц из числа зависимых от психоактивных веществ, находящихся в трудной жизненной ситуации, представителей уязвимых групп населения, в т.ч. живущих с ВИЧ

 1.Терапевтическое сообщество-модель социального обучения позитив-ному (здоровому) образу жизни. Программа терапевтического сообщества основывается на позитивно-поддерживающей психологической атмосфере, созданной всеми участниками.

  1. Двенадцать шагов — признание своего бессилия перед зависимостью и пошаговое выздоровление
  2. Профилактика срыва. Группы АА, АН – терапевтические группы по обмену опытом выздоровления и профилактике срыва.
  3. Основы морали и нравственности — духовное воспитание, формирование высоких этических и морально-нравственных норм.
  4. Равный – равному — форма работы, основанная на передаче успешного личного опыта в преодолении зависимости, психотравм.
  5. Малые группы. Итог дня, недели – анализ достижений и проработка личностных особенностей.
  6. Работа с психологом – психокоррекция, развитие внутренних способностей, личностный рост.
  7. Самовоспитание — приёмы работы над собой, повторение тем, выполнение домашнего задания.
  8. Основы здорового образа жизни, медицинских знаний, безопасности жизнедеятельности — воспитания культуры безопасности, подготовки к безопасному поведению в повседневной жизни и в опасных ситуациях, формирования у них здоро­вого и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи.
  9. Эстетическое воспитание. АРТ-терапия, музыкотерапиясовершенствование органов чувств, механизма восприятия окружающей действительности и информации, развитие творческой инициативы.
  10. Библиотерапия — приёмы психорегуляции для оптимизации функционального состояния организма человека, направленные на самовоспитание, самоперевоспитание, саморазвитие.
  11. Кинезиотерапия — оздоровительные, спортивные мероприятия
  12. Трудотерапия — востановление/приобретение навыков организации и реализации трудовых способностей человека.
  13. Групповая терапия. Логотерапия. Только сегодня. Утреннее сообщество.
  14. «Человек и общество» — этика, формирование моральных принципов, адекватной самооценки, самодисциплины, навыков успешной жизни, утверждение достоинства и ценности личности.
  15. Культурно-массовые мероприятия — развитие навыков организации здорового досуга

Программа

комплексной социальной реабилитации и адаптации

(практическая часть)

Программа рассчитана на VI этапов (270 дней), каждый из которых составляет 45 дней. Участник программы переходит с одного уровня на другой, двигаясь поэтапно при условии выполнения всех требований этапа.

Участник программы может досрочно пройти этап при условии выполнения требований следующего этапа и соответствующем решении социально-психолого-педагогического Совета (далее СППС).

Если участник программы не прошел качественно этап, он может быть оставлен решением СППС на том же этапе для его повторного прохождения.

I этап – Первичный, адаптационно- реабилитационный период

II этап – Реабилитация в микро социуме  («самоанализ»)

III этап – Личностная активность («ориентация на успех»)

IV этап – Социальная стабилизация («целеполагание»)

V этап –  Социальная адаптация («помощник консультанта»)

VI этап – Постадаптационный период («волонтерская деятельность»)

 

 Курс общего развития детей участников

программы комплексной социальной реабилитации и адаптации «Вместе с мамой»

В концепции развития каждого ребенка заложены принципы индивидуализации образовательного процесса, учёта склонностей и способностей детей в соответствии с возрастными границами и возрастными психофизическими особенностей личности каждого.

Программа «Вместе с мамой» многокомпонентная и содержит курс направленный на общее комплексное развитие личности каждого ребёнка в предшкольный период с учетом его склонностей, способностей. Разнообразные модульные блоки курса для детей дошкольного возраста по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению — учебно-познавательной, по форме организации – групповой формами учитывающими возрастные периоды дошкольников.

Гуманистическая по направленности программа позволяет специалистам Центра, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним.

Целью курсов общего развития детей является создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к социуму.

Достижение цели предполагается через решение следующих задач:

  • развивать коммуникативные навыки, повышать уровень социализации;
  • развивать произвольность психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, волевое управление собственными действиями;
  • развивать мыслительные процессы и связную речь;
  • проводить релаксационные мероприятия по снятию эмоционального напряжения;
  • развивать воображение как основу творческой деятельности.

Все внутримодульные развивающие блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта.

Структура программы состоит из 4 самостоятельных модульных развивающих курсов по трем направлениям развивающих блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу:

а) социальное развитие – курс «Психология ребенка»

б) познавательное развитие – курсы  «Развитие звуковой культуры речи при ознакомлении с окружающим миром», «Предшкольная пора»

в) творческое развитие — курс «Художественная мастерская»

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие сотрудников Центра и родителей в процессе воспитания и развития личности ребенка.